#Инноватика35 на аватар

Материалы

Возврат к списку

ФОРМУЛА АКТИВНОСТИ: ЗДОРОВАЯ ЕДА

ФОРМУЛА АКТИВНОСТИ: ЗДОРОВАЯ ЕДА

Мы есть то, что мы едим

Гиппократ

2-4 июня 2016 года в Вологде состоится III Международный форум «Социальные инновации. Формула активности», в рамках которого будут представлены лучшие городские практики в сфере создания здоровьесберегающей среды. Свои успешные проекты представят все участники форума из сотен городов страны в ходе работы нескольких тематических секций, каждая из которой является частью «формулы активности», предложенной Вологдой другим городам.

Части «Формулы активности» – это «Здоровое тело», «Здоровое дело», «Здоровая среда» и «Здоровая еда». Форума выведена на основании концепции «Вологда – город долгожителей». Она была разработана по решению Главы Вологды Евгения Шулепова, поддержана общественностью и принята вологодскими депутатами.

Цель концепции – создание комфортного и гармоничного города, условия в котором будут способствовать активной и долгой жизни.

Эта амбициозная, на первый взгляд, задача оказалась вполне решаемой на практике. Уже сейчас Вологда является одним из немногих городов в стране, где рождаемость превышает смертность, численность населения постоянно растет, и в 2015 году установила свой исторический рекорд – более 320 тысяч жителей.

В этом материале речь пойдет о направлении концепции «Здоровая еда».

Береги платье снову, а здоровье смолоду

Безопасное и качественное питание – важнейший фактор для здорового общества. От того, насколько правильно человек выбирает продукты питания, зависит качество его жизни. Здоровое питание способствует сохранению здоровья, физической и умственной работоспособности, активному долголетию и сопротивляемости вредным факторам окружающей среды. Поэтому обеспечение продовольственной безопасности вологжан – первоочередная задача, поставленная Главой Вологды Евгений Шулеповым еще в 2009 году.

Привычка к правильному режиму питания, выбору качественных продуктов прививается с самого детства. Поэтому в Вологде система правильного питания населения работает, начиная с рождения ребенка. Город является одним из немногих в стране, где работает бесплатная молочная кухня для льготных категорий населения. Кухня производит натуральные молочные продукты высшего качества из местного сырья, пригодные для питания детей с первых дней жизни. Продукция кухни поступает и в магазины города, то есть приобрести ее может любой желающий.

Качество питания в дошкольных и школьных учреждениях города – на высоте. Так, в 2010-2011 годах была проведена полная модернизация пищеблоков всех образовательных учреждений города. Продукция, поставляемая на кухни детских садов и школ, в преобладающем количестве – местная. Ее качество контролируется не только специальной комиссией, но и лично Главой города.

Настоящий вологодский продукт

Выбрать правильную и качественную продукцию среди многообразия товаров на полках вологжане могут, ориентируясь на бренд «Настоящий вологодский продукт». Он показывает потребителю, что предприятия-участники системы и произведенная ими продукция, сертифицированная в рамках ее требований, имеют стабильно высокий уровень качества и безопасности. Подтверждением этого является товарный знак «Настоящий Вологодский продукт», нанесенный на упаковку, этикетку или документацию, свидетельствующие о происхождении товара.

Бренд представляет собой целую систему мер поддержки местных производителей, которые предлагают жителям города качественную натуральную продукцию.

В 2015 году развитие бренда получило новый толчок. На экономическом совете при Главе Вологды был заключен ряд соглашений с местными сельхозпроизводителями, представителями пищевой промышленности и торговыми сетями о наличии на полках всех магазинов города местной продукции. Теперь на полках магазинов доля вологодских товаров достигает 60%, а по некоторым категориям, например, молочной продукции – 90 %.

Глава Вологды Евгений Шулепов: «Чтобы сохранить здоровье населения, необходимо обеспечить его полноценным качественным питанием. Важно решить вопрос качества продукции силами местных производителей. Развитие рынка вологодских продуктов – и есть решение этой задачи. Это позволит улучшить здоровье населения и экономическое благополучие жителей города».

Продвижение бренда «Настоящий Вологодский продукт» – с одной стороны, перспективный вологодский проект, который имеет огромное значение для формирования имиджа региона. С другой стороны – это важнейший социально значимый проект, так как, ориентируясь на знак качества «Настоящий вологодский продукт», жители города могут быть уверены в выборе – они всегда получат качественный продукт, который прошел сертификацию.

Руководитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Ирина Кузнецова: «В последние годы наметилась тенденция улучшения качества пищевых продуктов, которые производят вологодские предприятия. Поэтому наше население может безопасно потреблять эту продукцию. И с уверенностью можно заявить, что марка «Настоящий Вологодский продукт» оправдывает свое название».

Ярмарки выходного дня

Помимо продвижения бренда «Настоящий вологодский продукт» в торговые сети, городскими властями были организованы ярмарки выходного дня. Они выполняют не только функцию социально-экономической поддержки жителей Вологды, но, прежде всего, решают задачу здоровьесбережения. На ярмарках люди могут приобрести исключительно продукцию местного производства высокого качества.

Ярмарки выходного дня проводятся по поручению Главы города Евгения Шулепова каждые выходные. В 2015 году прошло более 400 продовольственных ярмарок. Свою продукцию на них представляют более 50 производителей из Вологды, Харовска, Шексны, Грязовца, Вожеги и других районов области. Все товары – свежие, местные, по доступным ценам и отпускаются со скидками. Доступные цены и скидки – главные преимущества ярмарок выходного дня, которые позволяют сориентировать вологжан на «правильные» продукты.

Начальник Департамента экономического развития Администрации города Вологды Андрей Киселев: «Самое главное  ярмарки позволяют держать низкие цены. По отдельным видам товаров скидки составляют до 30 %, и, конечно, вологжане с удовольствием приходят сюда приобретать продукты. Эту традицию мы будем продолжать и в дальнейшем – ярмарки будут проходить теперь не только по воскресеньям, но и каждую субботу на территории городского рынка».

Поддержка малого бизнеса

Чтобы обеспечить продовольственную безопасность и поддержать местных сельхозпроизводителей, городскими властями также были рассмотрены возможности многоформатной торговли. Так, товары под маркой «Настоящий вологодский продукт» теперь можно приобрести не только на ярмарках и в магазинах, но и в передвижных тонарах.

В 2015 году в Вологде по поручению Главы города Евгения Шулепова была пересмотрена схема организации нестационарной торговли. Приоритет был отдан тонарам и павильонам местных товаропроизводителей. Это позволило вологодским производителям получить дополнительные точки продажи, а жителям – приобретать свежие товары по сниженной цене в шаговой доступности.

Таким образом, в Вологде создана четкая система бизнес-кооперации между производителем, переработчиком, логистическим центром и торговлей. Это позволило не только обеспечить город всем необходимым продовольствием, но и выстроить маркетинговую политику, при которой сельхозпроизводителю обеспечен сбыт всего, что произведено.

Кроме того, на узнаваемость вологодских продуктов работает и ряд городских проектов. Например, конкурс «Мы выбираем, нас выбирают». В нем принимают участие представители малого и среднего бизнеса областной столицы, реализующие самые разные товары, в том числе продукты питания. Лучших определяют сами жители. Это своеобразный тест на качество, который проходят товаропроизводители.

Лучшее сделай сам

Ни одна городская стратегия не сможет обеспечить достижение цели без личной заинтересованности в ней каждого жителя города.

В Вологде все городские задачи решаются на принципах соучастия и соответствености, когда городские власти, бизнес и жители в равной степени берут на себя обязанности по тем или иным вопросам. Городское партнерство начинается с малого – вместе выйти на субботник, чтобы привести город в порядок после зимы, вместе разработать проект будущего строительства, вместе контролировать ход исполнения важных работ по благоустройству и так далее.

Внедрение в городе здоровьесберегающих технологий – тоже общая задача. Поэтому жители города активно включены в эти процессы, являются не пассивными потребителями в рамках созданных условий, а принимают самое непосредственное участие в реализации задач. Человек должен начать нести личную ответственность за свое здоровье. С этой целью в Вологде начали возрождать дачные традиции. В 2015 году по поручению Главы города в кооперативах города была сформирована тысяча бесплатных новых дачных участков. Их мог получить любой желающий. А всего в Вологде – более 20 тысяч дачных участков.

Глава Вологды Евгений Шулепов: «Сегодня важно не только возродить старые традиции, но и усилить. Всех желающих необходимо обеспечить дачными участками, и тем самым обеспечить продовольственную безопасность в нынешних экономических условиях. Это важнейшая задача власти».

Таким образом, жители могут сами производить важнейшие для здоровья человека продукты.

Кроме того, на принципах соучастия реализуются и другие важные для города проекты. Так, проект «Честные цены», начатый в 2014 году, позволил отследить ценообразование в торговых сетях города. Активная общественность провела ряд рейдов, в ходе которых фиксировала цены на товары под брендом «Настоящий вологодский продукт», а также на другие товары первой необходимости. В итоге городским властям удалось вовремя реагировать на неадекватное завышение цен, корректировать их путем переговоров с бизнесом, тем самым обеспечивая доступность качественной продукции для населения.

Еще один важный проект – «Дружные соседи». Был начат в 2014 году. Его суть – в объединении жителей в рамках одного дома, двора, микрорайона. По своей собственной инициативе участники проекта стали проводить «Дачные фримаркеты», обмениваться домашними заготовками, овощами и фруктами, выращенными своими руками, организовали десятки фестивалей здоровой еды, в том числе, уже известный на всю страну благодаря высказыванию Главы города «Праздник крапивы».

«Забота»

Отдельного внимания заслуживает проект «Забота», реализуемый на принципах городского партнерства. Он работает на территории города Вологды с 2009 года. Тогда в стране складывалась аналогичная нынешней тяжелая экономическая ситуация. Инфляция и постепенная стагнация во всех отраслях человеческой деятельности привела к тому, что муниципалитеты оптимизировали расходы и верстали бюджеты из минимальных затрат на развитие, бизнес испытывал нехватку оборотных средств, а население- тревогу за будущее.

Первым шагом стала организация ярмарок от производителя, где можно было приобрести продукты, одежду и товары первой необходимости без торговой наценки. Практика показала, что выбор в пользу короткого пути от производителя до потребителя оказался верным. Вторым шагом стал диалог с ритейлерскими сетями, которые работают на территории города. Результатом диалога с бизнесом стала идея выпуска специальных дисконтных карт «Забота». Она раздавалась пенсионерам и льготникам и давала право на получение скидки до 10% на ряд товаров и услуг. У каждого магазина были размещены большие информационные плакаты, указывавшие на то, что здесь можно получить скидку. Сегодня в число партнеров городского проекта входит ведущий городской бизнес. В шаговой доступности от дома каждый пенсионер может приобрести продукцию по карте. И прежде всего, это товары под брендом «Настоящий вологодский продукт».

В октябре 2011 года в Вологде в рамках социального проекта был открыт культурно-досуговый центр с одноименным названием «Забота». Главной его задачей стала организация досуга вологодских ветеранов. На базе центра работают десятки различных кружков и секций, где пенсионеры занимаются танцами, поют, танцуют, пишут стихи и картины, издают книги, изучают иностранные языки, занимаются гимнастикой и вполне профессиональным спортом. Одним из самых популярных кружков в «Заботе» являются кулинарные курсы, где можно научиться готовить вкусную и полезную еду, обменяться рецептами. Сегодня число посещений центра «Забота» достигает 100 тысяч в год.

Глава города Евгений Шулепов: «Забота» – это уникальный для России проект. Сегодня он является неотъемлемой частью города Вологды. Ни один ветеран и пенсионер не должен чувствовать себя забытым, а должен знать, что он нужен нашему городскому обществу и России в целом, должен чувствовать заботу о себе».

Обо всех практиках по данным направлениям, которые реализует Вологда и другие города страны и зарубежья, можно будет подробно узнать на форуме социальных инноваций. Приглашаем к участию в форуме всех заинтересованных!